Современный турбо-бизнес-самолет, по сравнению с поршневым, имеет больший диапазон крейсерских скоростей – 350–550 км/ч и взлетную массу до 4–5 тонн.

Самолеты с турбовинтовыми (ТВД) двигателями давно зарекомендовали себя как надежные и экономичные летательные аппараты. Современный турбо-бизнес-самолет, по сравнению с поршневым, имеет больший диапазон крейсерских скоростей – 350–550 км/ч и взлетную массу до 4–5 тонн.
Как и поршневые, турбовинтовые самолеты бывают одно- и двухмоторными. Следует заметить: аварийность одномоторных самолетов на 38% ниже, чем двухмоторных, вопреки известному мнению, что двухмоторный самолет надежнее. Именно об одномоторных самолетах и пойдет сегодня речь.

Cessna Caravan
Открывать обзор мы, без сомнения, предоставим флагману как по производству, так и по популярности – одномоторному турбовинтовому Cessna Caravan.  Общий парк   их  по всему миру насчитывает около 1200 самолетов, эксплуатируемых в 66 странах. Компания Cessna Aircraft Co. приступила к серийному производству  новых однодвигательных турбовинтовых самолетов широкого спектра применения, еще в 1985 году. И с тех пор эта машина покорила не только США, но и весь мир. Самолет способен перевозить грузы весом до 2,125 кг или 12 пассажиров (плюс один пилот), либо выполнять грузопассажирские перевозки. В настоящее время свыше 300 специально оборудованных самолетов Caravan эксплуатируются крупнейшей компанией экспресс-доставки Federal Express, которая первой стала использовать их для перевозки почты на ночных рейсах.

 Самолеты Cessna Caravan имеют четыре серийные модификации: Caravan 675 и Caravan «Амфибия», которые являются модификациями модели Cessna 208. А также Grand Caravan и «Суперкаргомастер», разработанные на основе модели Cessna 208В. Универсальность этих машин позволяет устанавливать на их борту и использовать практически любое специальное оборудование. Благодаря этому самолеты используются в грузовой, пассажирской или грузопассажирской модификациях.

Кроме того, Cessna Caravan зарекомендовали себя и как самолеты специального применения, и для регулярных региональных перевозок, которые способны использовать короткие взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием. За 20 лет, прошедших со времени начала серийного производства, эти машины завоевали репутацию самолетов исключительной надежности и продемонстрировали широкие возможности для дальнейшего усовершенствования. И как результат – федеральные авиационные власти США и Европы одобрили коммерческое использование однодвигательного самолета Cessna Caravan для осуществления полетов по приборам (ППП).

Piper Malibu Meridian
Другой представитель семейства одномоторных турбовинтовых машин – вечный конкурент Cessna – Piper Malibu Meridian – легкий многоцелевой самолет, разработанный американской фирмой The New Piper Aircraft Inc. Это больше чем просто самолет.  Это поэзия и гармония, соединенные с инновационным дизайном и новыми технологиями.

 Самолет является развитием поршневого PA-46-350P Malibu Mirage. Основные отличия самолета от Malibu Mirage: турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-42A и новое оборудование фирмы Meggit (включая 4-экранный EFIS и двигательный дисплей). Крейсерская скорость Malibu Meridian – 480 км/ч на высоте 9144 м и с максимальной дальностью 1880 км и полезной нагрузкой 785 кг.

Самолет оснащен четырехлопастным воздушным винтом Hartzell диаметром 82,5 дюйма, который имеет возможность реверсирования и флюгирования. Он позволяет увеличить скорость самолета на 3 узла, по сравнению с трехлопастным винтом, устанавливавшимся на данном типе самолетов ранее. Специалисты компании Piper выявили также, что винт Hartzell увеличивает мощность турбовинтового двигателя, которая на валу на взлете увеличилась с 400 до 500 л.с., а продолжительная мощность «подпрыгнула» с 350 л.с. до 400 л.с.

Кроме того, установка нового винта положительно повлияла на взлетную дистанцию, скороподъемность самолета и увеличение максимальной скорости полета. Снижение уровня шума и вибрации внутри кабины оказалось еще одним преимуществом установки четырехлопастного винта.

Malibu Meridian оснащен современным пакетом приборного оборудования “glass cockpit” Avidyne Flight Max Entegra Integrated Flight Deck. Герметичный салон   богато украшен кожей и дорогими материалами. Пассажир такого «турбопропа» будет чувствовать себя, как в салоне автомобиля «Майбах» – индивидуальный «климат» на каждое место с музыкальным и видеооборудованием.
Каждый год планируется выпускать 40 самолетов. На момент
первого полета примерная цена самолета составляла 1,35 миллиона долларов.

Socata TBM-700

Теперь поговорим об «одноклассниках», выпускающихся в Европе и составляющих достойную конкуренцию «американцам». Компания Socata является подразделением европейского концерна EADS и производит продукцию для компаний Airbus, Dassault, Embraer, Eurocopter и Lockheed Martin. А с 1990 года выпускает одномоторный турбовинтовой самолет Socata TBM-700 и его модификации.

Если Porsche 911 Turbo приделать крылья, то как раз и получится Socata TBM 700. Крейсерская скорость этого спортивного четырехместного самолета с турбовинтовым двигателем быстрее любого другого одномоторника, пересекшего Атлантику и облетевшего вокруг света, равняется 555 км/ч при высоте полета 7925 метров. Благодаря своему двигателю Pratt & Whitney PT6, Socata стоимостью 2,5 миллиона долларов может похвастаться практической дальностью полета около 3220 км и потолком 9450 метров.

У Socata просторный салон, в котором пассажиры могут с комфортом отдохнуть во время перелета. Причем в интерьере самолета использована кожа Alcantara и полированные древесные капы.

Однако, предоставляя пассажирам такой комфорт, Socata TBM 700 остается, в первую очередь, самолетом для пилота. Большая кабина обеспечивает исключительную обзорность, а современные авиационные приборы, в том числе комбинированная система, собирающая метеорологические данные, отслеживающая другие воздушные суда и предупреждающая столкновения с наземными препятствиями, удобно расположены в пределах досягаемости.

А совсем недавно, на выставке EBACE-2005, Socata представила новую версию самолета TBM 700C2 с отдельной внешней дверью в кабину пилотов. Модель TBM 700C2 к настоящему времени благополучно прошла сертификацию в США, Австралии, Бразилии, Канаде, ЮАР и Европе. Что касается технических характеристик, то взлетная масса самолета составляет 3370 кг, полезная нагрузка – до 611 кг, дальность полета – до 2800 км (с полезным грузом не более 392 кг).

Pilatus PC 12

Этот, безусловно, интересный самолет в январе 1997 года был новинкой на рынке одномоторных турбовинтовых самолетов бизнес-класса. Его создатели – швейцарская компания Pilatus Aircraft Ltd – не без основания считали, что PC 12 будет иметь заметные преимущества по сравнению с конкурентами: одномоторный самолет дешевле двухмоторного такой же вместимости, при этом он развивает достаточно высокую скорость, до 500 км/ч, и позволяет летать на большие расстояния, около 4000 км, при меньшем расходе топлива. Эти качества PC 12 выгодно отличают его от газотурбинных самолетов Cessna, Raytheon и подобных им.

Основное же превосходство швейцарской машины, по сравнению с французским TBM 700 и американским Piper Malibu, в размерах пассажирского салона. В PC 12 пассажир имеет больше возможностей комфортно провести время в длительном полете. В отличие от многих самолетов того же класса в РС 12 есть возможность установить на борту туалет. Кроме того, две двери удобнее, чем одна, как в большинстве самолетов среднего класса. Расчеты специалистов фирмы Pilatus Aircraft Ltd блестяще оправдались.
К примеру, 75% владельцев PC 12 в США – люди, занимающиеся бизнесом и имеющие собственное дело. Они приобретают эти самолеты и для семейных путешествий.

Большое внимание фирма Pilatus и ее дилеры уделяют интерьеру, хотя первоначально самолет разрабатывали как многоцелевой. Его можно использовать и в качестве санитарного для перевозки 2–3 больных, жизнеобеспечивающего оборудования и медперсонала. Широкая дверь (1,35×1,32 м) облегчает доступ в салон пассажиров и экипажа. Можно переоборудовать самолет в грузовой и грузопассажирский.

PC 12 стандартной конфигурации имеет 6 или 8 пассажирских мест с регулируемыми креслами и просторным салоном. Если нужно разместить в нем какой-нибудь груз, например, два мотоцикла или горных велосипеда, часть кресел можно легко убрать. Самолеты собирают в Швейцарии, затем их доставляют в Соединенные Штаты, другие страны Европы, где выполняются внутренние отделочные работы. Все оборудование интерьера и отчасти пилотской кабины комплектуются в соответствии с желанием заказчика. В основном PC 12 работает на рынках Северной и Южной Америки. Но постепенно выходит и на европейские просторы и, в частности, первые заказы на этот самолет поступили и из России. Базовая же цена PC 12 – 2 826 877 долларов США вполне соответствует его качеству.

В заключение хотелось бы сказать, почему мы обратили внимание именно на турбовинтовые самолеты. Для России этот класс бизнес-авиации имеет особое значение. Во-первых, при относительно н
едорогой цене турбовинтовые машины по комфорту и техническим характеристикам практически не уступают легким реактивным самолетам. И, во-вторых, в нашей необъятной стране имеется совсем небольшая инфраструктура для обеспечения работы современных реактивных бизнес-джетов – как правило, только в крупных городах. Поэтому возможность садиться на грунтовые и малоподготовленные площадки часто является необходимым условием для бизнесменов в России при приобретении самолета.